«Аллигатор» – виртуоз атаки
23.01.2015 / Красная звезда / Владимир Сосницкий
«Противник» оказался крепким орешком. По его позициям основательно поработала артиллерия мотострелковой бригады, но и после этого танковая атака на его позиции не принесла успеха. Единственный путь через ущелье «супостат» прочно закрыл своим опорным пунктом. И тогда комбриг запросил помощи у вертолётчиков.
Стремительными тенями на небольшой высоте, грациозно огибая рельеф, к ущелью метнулось звено Ка-52. Словно уже выбравшие себе жертву орланы, они отработали по опорному пункту двумя залпами ракет. Вход в ущелье полыхнул огнём, дымом и столбами пыли. «Аллигаторы» закружили вокруг этой кутерьмы в карусельных заходах, поливая «противника» огнём своих пушек.
Некоторое время спустя посредники на участке тактического учения определили, что за восемь с половиной минут вертолётной атаки звена Ка-52 майора Дмитрия Рысьева было подавлено 82 процента огневых средств условного противника.
Ударный вертолёт Ка-52 «Аллигатор» (по классификации НАТО Hokum B) разработки ОКБ Камова, выпускаемый на Арсеньевском авиационном заводе «Прогресс», стал развитием конструкции вертолета Ка-50 «Чёрная акула». При этом функциональность возросла от чисто ударного вертолёта до разведывательной и командирской машины.
– Образ аллигатора очень подходит Ка-52, машине, действующей в выжидательно-агрессивной манере хищника, – объясняет «камовский» генеральный конструктор Сергей Михеев. – В «Аллигаторе» реализованы новейшие разработки в авионике, вооружении, в области применения композиционных материалов и обеспечения безопасности полётов.
Уникальна манёвренность «Аллигатора» – он может летать даже хвостом вперед со скоростью 90 км/ч, боком – до 80 км/ч. Максимальная же его скорость – 320 км/ч. У этой машины потрясающая всепогодность: при скорости ветра до 140 км/ч он чётко удерживает позицию в воздухе.
Инновационным «козырем» Ка-52 стал и прицельно-пилотажный навигационный комплекс «Аргумент-2000». В его состав вошли обзорно-пилотажная и поисково-прицельная системы. Они могут работать круглосуточно вместе с входящим в состав этого комплекса локатором «Арбалет-52», который даёт карту местности и обнаруживает, к примеру, танк на дистанции 20 км. Это оборудование, бортовой комплекс обороны, а также комплекс связи, включающий три радиостанции и аппаратуру передачи данных, интегрированы в единую сеть БЦВМ «Багет-53» с открытой архитектурой, которая позволяет без замены «железа» менять «софт» боевых систем.
«Боевые зубы» «Аллигатора» – противотанковый ракетный комплекс ПТРК «Вихрь». Его ракета с лазерным наведением на дистанции до 3 км уничтожает танк с бронёй, эквивалентной 900-мм плите из гомогенной стали. И динамическая защита – не преграда для её тандемной кумулятивно-осколочно-фугасной боевой части. Вертолёт Ка-52 может накрыть серией таких ракет четыре цели за 30 секунд. Применяет он и управляемые ракеты с тяжёлой боевой частью. Классическим его вооружением остаются и неуправляемые ракеты – четыре блока по двадцать 80-мм снарядов кумулятивно-осколочного, объёмно-детонирующего или фугасно-проникающего действия. Кроме лёгких снарядов, Ка-52 может взять 10 тяжёлых НАР С-13 калибра 122 мм или четыре С-24 (240 мм).
Преимущество вооружения Ка-52 «Аллигатор» перед аналогичными вертолётами НАТО даёт и 30-мм пушка 2А42 с дальностью боя 4000 м. На дистанции 1500 м её снаряды пробивают 15-мм стальную броню на углах встречи 60 градусов – недосягаемый показатель в мире. Размещение пушки вблизи центра масс на Ка-52 повышает манёвренность и скорость машины, а точность стрельбы получается в четыре раза выше, чем у «американца» АН-64.
Бронированый «панцирь» «Аллигатора» защищает экипаж от огня 12,7-мм пулемётов и осколков снарядов и ракет. Лётный эксперимент показал, что Ка-52 способен продолжать полёт при полном разрушении хвостового оперения. Экипаж Ка-52 защищён от удара при жёсткой посадке. Бронированная носовая часть сопротивляется деформации, а под креслами находятся специальные сминаемые блоки, которые гасят энергию падения. Есть и катапультируемые кресла, испытанные на летающей лаборатории. При катапультировании специальное устройство «разрывает» остекление кабины, а лопасти винтов отстреливаются.
Ещё одна «фишка» Ка-52 – размещение пилотов в его кабине бок о бок – способствует их взаимодействию и ускоренному освоению этой новой машины в войсках. Как отметил командир вертолётной авиабазы ЮВО полковник Ряфагать Хабибуллин, общение инструктора с обучаемым возможно даже жестами, а наглядный принцип обучения «делай, как я» реализуется при этом со стопроцентным КПД.