«Черная акула» - 35 лет со дня первого подъема
В этот день были приняты все меры обеспечения секретности и безопасности - машину перевезли под покровом ночи под чехлом, а на ее борту были нарисованы ложные блистеры задней кабины экипажа, чтобы машина казалась двухместной. Предварительно на вертолете было выполнено несколько кратковременных регулировочных испытаний. Полет выполнил летчик-испытатель Николай Бездетнов.
Разработка перспективного ударного вертолета В-80, как назвали конструкторы новый проект, была начата по постановлению Совета Министров СССР в конце 1976 года. Согласно разработанному Министерством обороны СССР тактико-техническому заданию, новый вертолет должен был выполнять боевые задачи круглосуточно при любых погодных условиях и превосходить зарубежные аналоги. Также на вертолете требовалось произвести внедрение конструктивной защиты кабины экипажа, топливных баков и основных элементов от пуль калибра 7,62 мм и частично от калибра 12,7 мм.
При выборе основных параметров проектировщики ориентировались на положения тактико-технического задания: высокие показатели эффективности, выживаемость экипажа практически при любых критических ситуациях, автономная эксплуатация с минимальным использованием наземного оборудования, высокая эксплуатационная технологичность, наличие высокоавтоматизированного бортового комплекса и мощного высокоточного оружия.
При проектировании и постройке первого опытно-экспериментального образца В-80 широко внедрялись прогрессивные технологии - впервые на отечественных вертолетах было реализовано торсионное крепление лопастей к втулке, обеспечивающее их маховое движение при вращении лопастей.
Первый опытный образец В-80 №800-01 с бортовым номером 010 был построен уже в начале 1982 года. Он предназначался для оценки летно-технических характеристик, отработки основных вертолетных систем и выполнения полетов с хвостовым оперением различной формы. На данном образце еще отсутствовал ряд систем, таких как пушка и катапультируемое кресло, были установлены нештатные двигатели. В кабине располагались только необходимые для пилотирования приборы.
Серийное производство вертолетов Ка-50 началось в 1991 году в Арсеньевской авиационной компании «Прогресс» им. Н.И. Сазыкина. Имя «Черная акула» закрепилось за боевой машиной позднее, после выхода на киноэкраны в 1993 году одноименного российского фильма, в котором новому вертолету была отведена главная роль. Действие фильма происходит в Афганистане, хотя реального боевого применения в этой стране вертолет не имел. После выхода этого фильма Ка-50 стал самым популярным военным российским вертолетом.
В августе 1995 года Ка-50 был принят на вооружение авиации Сухопутных войск России. С 28 декабря 2000 года по 14 февраля 2001 года две «Черные акулы» участвовали в боевых действиях на территории Чечни. Завершился выпуск этого уникального вертолета в 2009 году в связи с началом выпуска его двухместной модификации - Ка-52.
АО «Вертолеты России» (входит в Госкорпорацию Ростех) – один из мировых лидеров вертолетостроительной отрасли, единственный разработчик и производитель вертолетов в России. Холдинг образован в 2007 году. Головной офис расположен в Москве. В состав холдинга входят пять вертолетных заводов, два конструкторских бюро, а также предприятия по производству и обслуживанию комплектующих изделий, авиаремонтные заводы и сервисная компания, обеспечивающая послепродажное сопровождение в России и за ее пределами. Покупатели продукции холдинга – Министерство обороны России, МВД России, МЧС России, другие государственные заказчики, авиакомпании «Газпром авиа» и UTair, крупные российские и иностранные компании. В 2016 году выручка «Вертолетов России» по МСФО составила 214,3 млрд рублей, объем поставок составил 189 вертолетов.
Госкорпорация Ростех – российская корпорация, созданная в 2007 г. для содействия разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции гражданского и военного назначения. В её состав входят более 700 организации, из которых в настоящее время сформировано 11 холдинговых компаний в оборонно-промышленном комплексе и 3 – в гражданских отраслях промышленности, а около 80 организаций прямого управления. В портфель Ростеха входят такие известные бренды, как АВТОВАЗ, КАМАЗ, Концерн Калашников, «Вертолёты России», ВСМПО-АВИСМА и т. д. Организации Ростеха расположены на территории 60 субъектов РФ и поставляют продукцию на рынки более 70 стран. Консолидированная выручка Ростеха в 2015 году достигла 1 трлн 140 млрд рублей. Заработная плата в среднем по Корпорации в 2015 году составила 41 000 рублей, налоговые выплаты Корпорации в бюджеты всех уровней превысили 160 млрд рублей. Согласно новой стратегии Ростеха, основной задачей Корпорации является обеспечение технологического преимущества России на высококонкурентных мировых рынках. Планируемый объём инвестиций на развитие до 2025 года составляет 4,3 трлн рублей.