Игорь Чечиков: Россия участвует в ремонте афганских вертолетов
31.10.2016 / ТАСС
Холдинг "Вертолеты России" (входит в Ростех) на одной из крупнейших выставок оборонной промышленности Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) China Airshow — 2016 покажет свои последние разработки, а также проведет презентации системы послепродажного обслуживания вертолетной техники.
О перспективах сотрудничества России со странами этого региона в вертолетной сфере, о расширении сети сервисных центров по ремонту винтокрылых машин, а также о взаимодействии с США по ремонту афганских вертолетов в интервью ТАСС в преддверии выставки рассказал заместитель генерального директора холдинга по послепродажному обслуживанию Игорь Чечиков.
— Что холдинг планирует показать на выставке в Китае?
— Что касается готовой продукции (вертолетов), мы планируем, прежде всего, нашим китайским партнерам, а также членам других делегаций из региона Юго-Восточной Азии показать и провести презентации вертолетов Ми-26Т, Ми-171А2, Ми-38, "Ансат" и Ка-32.
Также планируем провести ряд презентаций и обсудить систему послепродажного обслуживания вертолетной техники, исходя из наших целей, которые определены в стратегии развития послепродажного обслуживания до 2030 года.
Основные цели в сфере ППО — это прежде всего создание и продвижение пакетных сервисных предложений и услуг, развитие глобальной сети сервисных центров по всему миру, совершенствование логистики и системы планирования поставок запчастей под потребности эксплуатанта. Также мы разрабатываем программы модернизации вертолетной техники для наших заказчиков с целью продления летных ресурсов и улучшения эксплуатационных характеристик вертолетов.
— Есть ли планы по подписанию каких-либо соглашений? У нас есть совместный проект по созданию тяжелого вертолета, может быть, по нему будут какие-то новые детали?
— Вы знаете, что 25 июня 2016 года в Пекине подписано соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве по программе создания гражданского перспективного тяжелого вертолета (Advanced Heavy Lifter — AHL).
На данном этапе в активном режиме продолжаются переговоры по согласованию статей контракта. Очередной раунд проводился в Москве и закончился 28 октября этого года. Каких-то отдельных соглашений по данному проекту во время выставки подписывать не планируется.
— Можно ли обозначить какие-то сроки по этому проекту?
— Говорить о сроках пока что преждевременно. Работа идет, сейчас определяются задачи для участников проекта.
— С кем из иностранных делегаций запланированы переговоры?
— Основной акцент делается на проведении встреч с нашими китайскими партнерами. Парк российских вертолетов в КНР значителен, причем различных типов, и тенденция к увеличению количества вертолетов в будущем будет иметь восходящий тренд.
В связи с этим мы делаем основной акцент на встречах с уже действующими китайскими эксплуатантами, а также с потенциальными покупателями нашей техники. Переговоры будут вестись в двух основных направлениях: первое — это поставка вертолетов, а второе — обеспечение эксплуатации и обслуживания ранее поставленной вертолетной техники. Это касается поставки запасных частей, выполнения ремонтов, создания сервисных центров, обучения летного и технического состава, а также внедрения возможных программ модернизации.
Что касается других делегаций, так как эта выставка является одной из ключевых в Юго-Восточной Азии, то, естественно, на ней будут широко представлены делегации стран этого региона. Это традиционно Малайзия, Индонезия, Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Филиппины, Таиланд и так далее. Мы планируем со всеми делегациями провести переговоры.
— Вы сказали про возможное увеличение парка российских вертолетов в Китае. Это говорит о том, что от китайских партнеров уже есть определенные заявки, или пока это просто желания?
— Это уже пожелания заказчиков, которые зафиксированы в соответствующих запросах и обращениях. Мы сейчас обсуждаем с несколькими китайскими заказчиками поставки вертолетной техники марок "Ми" и "Ка" и планируем в 2017 году выйти на подписания конкретных контрактных документов.
— Как развиваются отношения со странами Юго-Восточной Азии в сфере послепродажного обслуживания?
— Вы знаете, что мы сейчас ведем последовательную работу по созданию глобальной сети сервисных центров, в том числе в странах этого региона, так как парк российской вертолетной техники здесь насчитывает более 1000 вертолетов. Данная работа носит плановый и системный характер. Основная цель этой работы — обеспечить максимальную доступность и близость сервисной инфраструктуры к эксплуатанту.
Что касается конкретно Китая, то мы сейчас ведем переговоры с несколькими компаниями, которые хотят создать сервисную инфраструктуру в Китае. Это разные партнеры, некоторые уже давно работают в этой сфере, но их работа носит самостоятельный характер, для некоторых партнеров это новый бизнес, но они видят в нем большой потенциал.
— В каких государствах этого региона планируется открыть сервисные центры?
— Сейчас уже есть такие центры, прежде всего во Вьетнаме, это наше совместное предприятие Helitechco, в сентябре мы провели его аудит, и данный центр получил право на обслуживание вертолетов типа Ми-17 гражданского назначения. Также обсуждается возможность на базе данного центра ремонтировать военные вертолеты. Ведутся переговоры и с рядом других стран региона, но они пока на начальной стадии.
— Когда завершится дооснащение сервисного центра в Китае?
— В Китае действительно есть завод по ремонту вертолетной техники, он занимается обслуживанием и ремонтом вертолетов типа Ми-17, но до недавнего времени его деятельность носила больше самостоятельный характер и он был ориентирован в первую очередь на ремонт вертолетов, эксплуатируемых китайскими силовыми ведомствами.
Однако в сентябре этого года мы провели с нашими коллегами переговоры на предмет дооснащения и авторизации данного завода в соответствии с существующими нормами и требованиями, предъявляемыми к авторизованным сервисным центрам, и сейчас обсуждаем поэтапный план реализации данных мероприятий.
— Каким образом "Вертолеты России" защищают технологии, используемые в поставляемой готовой продукции и комплектующих, от нелицензионного копирования?
— Это направление очень непростое, поэтому при взаимодействии с китайскими новыми партнерами мы стараемся максимально защитить нашу интеллектуальную собственность, прежде всего с использованием общепринятых международных мер.
Так, требования о защите интеллектуальной собственности в обязательном порядке указываются во всех наших контрактных документах. Кроме того, мы принимаем все возможные административные меры по прогнозированию и недопущению несанкционированного копирования и тиражирования наших технологий еще на стадии проведения предконтрактных переговоров.
Я могу также отметить, что в последнее время наши китайские партнеры двигаются в правильном направлении и предпочитают выходить на цивилизованное взаимодействие и сотрудничество, которое предусматривает соблюдение международных обязательств по защите интеллектуальной собственности, что подтверждается все большим количеством заключенных лицензионных договоров с нашими предприятиями.
— Не сокращается ли взаимодействие с европейскими странами по ремонту вертолетов? Не препятствуют ли США сотрудничеству РФ и Европы в области послепродажного обслуживания вертолетной техники?
— Прекращать или сокращать сотрудничество с нами по обслуживанию вертолетной техники — все равно что добровольно вредить самому себе. У нас взаимодействие в этой области не прекращалось ни с одной страной, эксплуатирующей наши вертолеты, ни на один день.
Вертолеты могут эксплуатироваться только при соответствующей сертифицированной поддержке разработчика и производителя основных узлов и агрегатов, потому что это напрямую связано с безопасностью полетов и жизнями людей, которые летают на наших вертолетах. У нас идет ежедневное сотрудничество со всеми странами, где эксплуатируются наши машины, но прежде всего в рамках послепродажного обслуживания, учитывая общую политическую обстановку. По моему мнению, на сфере послепродажного обслуживания российской вертолетной техники санкционная политика никак не отражается, я бы даже сказал, что наши отношения с западными партнерами стали более прагматичными и взвешенными.
Что касается США, то здесь также нет никаких противоречий, потому что результатом таких действий станет наличие вертолетов не в воздухе, а на земле "у стенки". Кому от этого будет хорошо — непонятно, но абсолютно точно не тому, кто эксплуатирует нашу технику. Все наши партнеры это понимают. Более того, сейчас активно идет эксплуатация наших вертолетов, купленных США, в Афганистане, в ряде стран осуществляется их ремонт, кроме того, вы знаете, что правительство США отдельным решением сняло санкции в отношении сотрудничества с "Рособоронэкспортом" именно по послепродажному обслуживанию российской вертолетной техники, потому что в Афганистане большой парк наших вертолетов, и на них летают, в частности, американские пилоты. В этой ситуации здравый смысл преобладает.
— Принято ли решение об участии российских предприятий в ремонте этих вертолетов?
— Да, ремонт указанных вертолетов осуществляется при участии российской стороны.
— Принято ли решение о ремонте хорватских вертолетов?
— Насколько я знаю, в Хорватии только на прошлой неделе было сформировано правительство, назначен новый министр обороны. Имеющийся в стране парк вертолетов подлежит ремонту в ближайшее время.
Вопрос только в том, как, кем, где и в каком виде это будет делаться. Это нам и предстоит решить в ходе переговоров с нашими хорватскими партнерами, в случае их заинтересованности. Со свой стороны холдинг неоднократно подтверждал готовность оказать все необходимое содействие хорватским партнерам в выполнении данного ремонта на привлекательных условиях как с технической, так и с экономической точки зрения.
— Отмечаете ли вы увеличение или уменьшение количества несертифицированных предприятий, которые берут на себя ответственность ремонтировать российские вертолеты без лицензии?
— Я бы сказал, что на сегодняшний день пока нет ни снижения, ни увеличения количества этих предприятий. Конечно, есть предприятия, которые осуществляют несертифицированный ремонт, и они будут это делать до тех пор, пока эксплуатанты будут пренебрегать соблюдением ими требований, предъявляемых к выполнению сертифицированного ремонта вертолетов.
Будет спрос — будет и предложение. Однако сейчас, учитывая обстановку в мире, заказчиков, которые хотят ремонтировать свои вертолеты на неавторизованных предприятиях, становится все меньше и меньше. Статистика результатов последних проводимых тендеров на ремонт вертолетов по всему миру это подтверждает. Сейчас эксплуатанты в ходе проведения тендеров требуют у ремонтных предприятий наличие свидетельств разработчика и производителя российских вертолетов на право выполнения ремонта, которые позволяют проводить все виды работ по послепродажному обслуживанию.
— А есть ли список отъявленных нарушителей, которые не хотят ремонтировать российские вертолеты на сертифицированных предприятиях?
— Я бы ответил на этот вопрос чуть позже. Объясню почему. Любому эксплуатанту нужно что-то предложить. Если у эксплуатанта есть вертолеты и ему надо их обслуживать и ремонтировать, а на рынке нет цивилизованного предложения по послепродажному обслуживанию, то заказчик вынужден использовать то, что есть на рынке.
Поэтому судить его в этом случае не совсем правильно. Ему надо предложить что-то взамен. Сейчас на рынке ППО есть выбор: либо ты выбираешь сертифицированный центр и получаешь гарантию на все виды работ, либо ты получаешь услуги непонятного качества без гарантии. А учитывая, что любой нормальный эксплуатант четко понимает, что за надежностью эксплуатации вертолета стоят человеческие жизни, он, как правило, сейчас делает выбор в пользу сертифицированного и качественного послепродажного обслуживания.
— Если я правильно понимаю, "Вертолеты России" готовы оказать содействие всем, кто обратится с просьбами о ремонте вертолетов российского производства?
— Да, у нас сейчас в холдинге семь авиаремонтных предприятий, которые расположены по всей территории Российской Федерации, и мы при обсуждении с эксплуатантами конкретных предложений по послепродажному обслуживанию всегда исходим из географической приближенности и транспортной доступности. Кроме того, мы учитываем планомерную загрузку своих предприятий, чтобы сократить сроки выполнения ремонта. Все эти механизмы позволяют нам быть очень гибкими при составлении предложений для наших партнеров.
Кроме этого, холдингом проводятся работы по созданию, дооснащению и сертификации сервисных центров в различных регионах мира для обеспечения эксплуатантов наших вертолетов качественными услугами ППО в "шаговой доступности".