«Мы уделяем особое внимание всем вертолетам военного назначения»
08.09.2016 / ato.ru / Артём Кореняко
Ключевым участником форума "Армия" со стороны российской промышленности традиционно является холдинг "Вертолеты России". О том, какое внимание одна из лидирующих вертолетостроительных компаний мира уделяет строительству и поддержанию летной годности военных машин, изданию Show Observer рассказал Владислав Савельев, директор по государственным поставкам и военно-техническому сотрудничеству холдинга.
— Владислав Юрьевич, каков актуальный портфель заказов холдинга "Вертолеты России"? Какую долю в этом портфеле занимает военная вертолетная техника?
— В настоящее время портфель твердых заказов на продукцию холдинга "Вертолеты России" составляет порядка 500 машин. Доля военной техники — больше половины. Это вертолеты семейства Ми-8/17, а также вертолеты Ми-35М, Ми-28НЭ и Ка-52.
— Как вы оцениваете выполнение холдингом "Вертолеты России" государственного оборонного заказа (ГОЗ) в 2015–2016 гг.?
— В 2015 г. предприятия холдинга выполнили ГОЗ по поставкам вертолетов в срок и в полном объеме. По 2016 г. "Вертолеты России" предпринимают все необходимые меры для своевременного выполнения ГОЗ в соответствии с обязательствами перед заказчиками. Более того, некоторые предприятия холдинга сдают технику Министерству обороны досрочно.
Одновременно хотелось бы отметить, что наряду с поставкой новых вертолетов в рамках ГОЗ в 2016 г. холдингом осуществляется сервисное обслуживание вертолетной техники Минобороны России, а также проводятся опытно-конструкторские работы по разработке новых образцов вертолетной техники и совершенствованию летно-технических характеристик и боевых возможностей техники серийно выпускаемой.
— Техника производства предприятий холдинга "Вертолеты России" используется ВКС при участии в боевых действиях. Какую роль играет это обстоятельство для продвижения вашей продукции за рубеж?
— Портфель заказов вертолетов военного назначения производства холдинга в течение последних лет значительно вырос. Мы констатируем высокий спрос на боевые машины. Но я бы не стал связывать это напрямую с участием нашей техники в боевых операциях. Высокий спрос на вертолеты определяется прежде всего их ЛТХ, ремонтопригодностью, наличием эффективного вооружения и т. д. Хотя я не отрицаю тот факт, что заказчики охотнее приобретают вооружение, которое уже хорошо зарекомендовало себя в эксплуатации Минобороны РФ.
— Каким программам военного вертолетостроения холдинг "Вертолеты России" уделяет на сегодняшний день особое внимание?
— Своевременное обеспечение военными вертолетами наших ВКС и зарубежных заказчиков — особый приоритет холдинга "Вертолеты России". В равной степени мы уделяем особое внимание всем вертолетам военного назначения — это и Ми-8/17, и Ми-35М, и Ми-28Н (НЭ), а также Ка-52, который в прошлом году получил свой первый экспортный контракт. Кроме того, холдинг постоянно модернизирует боевые вертолеты, оснащая их новым бортовым оборудованием, авионикой, средствами связи и вооружением. В настоящее время особое внимание уделяется созданию перспективных вертолетов палубного базирования для морской авиации и других заказчиков.
— Удается ли "Вертолетам России" использовать передовые наработки в области военного вертолетостроения в сегменте машин гражданского назначения? Расскажите, пожалуйста, о наиболее показательных и интересных примерах.
— Военные всегда первыми получали передовые конструктивные разработки. Эта тенденция сохраняется и сегодня. У нас ряд технологий, которые ранее применялись только на военных вертолетах, сегодня "мигрировали" на гражданские машины. Прежде всего речь идет об авионике, системах связи, материалах, а также о некоторых конструкторских решениях. Например, использование приборов ночного видения для выполнения ночных полетов сегодня прерогатива не только военных летчиков, но и пилотов, управляющих гражданскими вертолетами. Самый же яркий пример того, как военные технологии "служат на гражданке", — это наш многоцелевой вертолет Ка-32, разработанный на базе военного вертолета Ка-27ПС. Хочу отметить, что ситуация постепенно меняется и сегодня гражданские машины могут переоснащаться в военные. Например, Ми-38 изначально проектировался для гражданских задач, однако сейчас планируется, что его первым заказчиком станет Минобороны РФ. К аналогичным проектам можно отнести и Ка-226Т, который был создан как гражданский вертолет, но уже заказывается рядом силовых ведомств. Сегодня готовится к реализации проект по производству этих вертолетов на территории Индии.
— "Вертолеты России" активизировали свою работу по совершенствованию системы послепродажной поддержки заказчиков. Насколько мы понимаем, доля этого сегмента в общей выручке холдинга растет. Какой эта доля ожидается по итогам 2016 г.?
— Действительно, доля выручки холдинга от услуг ППО в последние два года динамично растет. В 2014 г. в структуре выручки холдинга она составляла около 5%, а в 2015 г. уже более 20% от сводной выручки "Вертолетов России". Я думаю, в 2016 г. показатель превысит 20%.