«Мы уделяем послепродажному обслуживанию особое внимание»

06.09.2016 / РБК+, Иван Козлов


В 2014 году крупнейший отечественный производитель вертолетной техники АО «Вертолеты России» получил право самостоятельного послепродажного обслуживания российских военных вертолетов за рубежом. О том, как развивается данное направление деятельности компании и почему в нынешних условиях ему уделяется не меньшее внимание, чем продажам новой техники, в интервью РБК+ рассказал заместитель генерального директора «Вертолетов России» по послепродажному обслуживанию Игорь Чечиков.

«Мы уделяем послепродажному обслуживанию особое внимание»

— Какова сейчас доля выручки от послепродажного обслуживания (ППО) в общем объеме выручки «Вертолетов России»?

— Разумеется, основную долю выручки холдинга на сегодняшний день приносит продажа вертолетной техники. Но здесь также важна динамика наращивания объемов ППО. Серьезный импульс к их росту был дан, после того как в конце 2014 года «Вертолеты России» получили право на самостоятельное обслуживание военной техники российского производства на зарубежных рынках. Уже по итогам 2015 года выручка только по этому направлению составила несколько миллионов долларов. Конечно, это немного по сравнению с общей выручкой холдинга за тот же период — 220 млрд руб. по МСФО, то есть порядка $3 млрд. Однако в 2016 году мы планируем увеличить данный показатель в несколько раз.

В целом же по сегменту ППО по итогам первого полугодия 2016 года мы фиксируем значительный, почти на 30%, рост выручки «Вертолетов России» — 17,4 млрд против 13,4 млрд руб. за первое полугодие 2015-го. Особенно это важно на фоне того, что глобальный рынок вертолетостроения в настоящее время переживает спад. Рассчитывать на серьезный рост выручки от продаж новой техники в ближайшие годы, по экспертным оценкам, не стоит. Но именно благодаря этому в последние годы эксплуатантами делается упор на комплексное сервисное обслуживание действующего парка вертолетной техники, в частности зарубежного парка российских вертолетов.

— Это по выручке, а что с прибылью? Насколько рентабелен данный бизнес?

— ППО является весьма прибыльным направлением бизнеса для холдинга. При этом холдинг существенно перестраивает свою работу с эксплуатантами на данном направлении, ставка делается на исключение избыточных этапов при проработке заявок иностранных заказчиков внутри холдинга, по услугам — с авиаремонтными заводами, с серийными заводами — по авиационным техническим изделиям (АТИ), а также на оперативном согласовании всех процедур с Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России). Хочу отдельно отметить внимание службы к нашим обращениям и ее готовность к эффективному взаимодействию с холдингом, в частности по вопросам ППО иностранных заказчиков.

Основная тенденция сейчас — формирование цивилизованного рынка услуг ППО российской вертолетной техники зарубежных и российских эксплуатантов. Те участники рынка, которые раньше пытались использовать пробелы в законодательстве для недобросовестной конкуренции и реализации контрафакта, нанося ущерб репутации всей отечественной вертолетной отрасли, вынуждены сейчас перестраивать свою работу или уходить с рынка.

Некоторые участники рынка, стремясь сохранить свою долю, начинают агрессивно демпинговать с целью разрушения сложившегося годами уровня внешнеторговых цен, обеспечивавшего нормальный уровень рентабельности. Это затрудняет долгосрочное прогнозирование эффективности ППО как бизнеса и снижает его экспортный потенциал. Вместе с тем постоянный объем заказов запчастей и расходных материалов приносит предприятиям холдинга не только прибыль, но и позволяет обеспечивать их стабильную загрузку, что немаловажно в современных условиях.

— Какое влияние развитие ППО оказывает на динамику продаж основной продукции холдинга?

— В условиях складывающейся конъюнктуры на мировом рынке вертолетной техники иностранный заказчик обоснованно выдвигает требования по высокому уровню ППО закупаемой техники. И холдинг в настоящее время готов к этому, — существует понятие «комплексная поставка», которая включает в себя поставку не только финальных образцов вертолетной техники, но и сопутствующие поставке запчастей и техники для обслуживания вертолетов обучение летного и технического состава, инжиниринговые услуги. Качество, доступность и оперативность ППО на протяжении всего жизненного цикла вертолетной техники играет важную роль в принятии решения о ее закупке.

— Как бы вы оценили обеспеченность услугами в области ППО и качество этих услуг для покупателей вертолетов российского производства в сравнении с покупателями вертолетов зарубежных производителей?

— Ведущая российская компания в области разработки стратегий — Strategy Partners Group — в рамках разработки стратегии ППО холдинга до 2030 года проводила комплексный анализ удовлетворенности эксплуатантов вертолетной техники, в том числе российского производства, услугами ППО. Пока эксплуатанты оценивают качество предоставления услуг ППО «Вертолетов России» на уровне, уступающем нашим основным зарубежным конкурентам. Однако, по отзывам эксплуатантов, качество материально-технического обслуживания заметно улучшилось в последние годы — речь прежде всего о таких параметрах, как оперативность рассмотрения заявки, доступность, скорость поставки запчастей и т.д.

Вообще ППО — сфера бизнеса с достаточно высокой конкуренцией. Многие участники рынка сокращают свои издержки до минимума, доходы эксплуатантов снижаются; соответственно, фактор стоимости обслуживания вертолетной техники становится для многих превалирующим. Мы внимательно следим за тенденциями рынка и стараемся оперативно оптимизировать наши предложения, обеспечивая их конкурентоспособность. При этом мы всегда открыты для сотрудничества с другими компаниями с целью реализации совместных проектов и готовы рассматривать все предложения партнеров, когда они отвечают нашим взаимным интересам; как пример — начавшееся создание системы дилерских и сервисных центров российской вертолетной техники за рубежом.

— Вы говорили о конкуренции с крупнейшими международными игроками. А что с отечественными? Есть ли разница в маркетинговой стратегии «Вертолетов России» и стратегиями независимых частных компаний, оказывающих услуги в сфере ППО вертолетов военного назначения российского производства?

— Для начала хотел бы подчеркнуть, что независимые частные компании, присутствующие на рынке ППО, в соответствии с российским законодательством не имеют права оказывать услуги в отношении вертолетной техники военного назначения. Вместе с тем существует ряд примеров, когда заказчики соглашались с предложениями таких компаний. Данный вид деятельности является нелегальным — работы не санкционированы правообладателем на техническую документацию и проходят без соответствующего надзора со стороны уполномоченных профильных предприятий. В ряде случаев это приводило к авиационным происшествиям, включая катастрофы с человеческими жертвами.

В отношении именно военной техники это особенно принципиальные моменты. И эксплуатанты это понимают. Кроме того, они видят, что имеют возможность обращаться к «Вертолетам России» за полным спектром услуг по ППО, так как холдинг объединяет и разработчиков, и изготовителей агрегатов и комплектующих изделий, и ремонтные предприятия. То есть он способен на 100% удовлетворить потребности заказчиков в ППО вертолетной техники российского производства. Подобных компаний в мире в данном сегменте нет.

— Как вы намерены развиваться дальше, на что делать акцент в послепродажном обслуживании? Велик ли спрос в нынешних условиях на модернизацию техники?

— Сегодня мировой рынок ППО вертолетной техники выдвигает новые требования по оперативности и качеству предоставления услуг при условии комфортной для эксплуатанта цены. Поэтому мы уделяем послепродажному обслуживанию особое внимание. У нас амбициозная стратегия развития данной сферы на годы вперед. Среди основных направлений — консолидация холдингом поставок покупных комплектующих изделий, повышение доступности запчастей за счет создания центров складского хранения в России и за рубежом, развитие сети собственных сервисных центров. Кроме того, мы планируем повышать уровень услуг по обучению за счет дооснащения существующих учебных центров, формирования единого каталога услуг. Пользующиеся нашими услугами эксплуатанты получат также интерактивную консультационную поддержку в круглосуточном режиме.

Отвечая требованиям современного рынка, АО «Вертолеты России» в настоящее время большое внимание уделяет развитию программ модернизации. Мы не стоим на месте и стараемся своевременно внедрять новейшее оборудование в состав наших вертолетов. Это касается как доработок отдельных систем вертолетов, так и комплексных программ модернизации, кардинально меняющих облик машин. Указанные работы нами проводятся при непосредственном участии разработчика вертолетов, что обеспечивает безусловную гарантию безопасности при установке нового оборудования. Кроме того, в условиях ограниченных бюджетов на закупку новой техники программы модернизации вертолетной техники становятся для наших заказчиков отличным решением при необходимости обеспечивать широкий спектр задач на ранее приобретенных вертолетах.

— Если смотреть в региональном разрезе, то какие рынки и отдельные страны сейчас являются приоритетными по ППО гражданской и военной техники для «Вертолетов России»?

— Мы работаем практически по всему миру. Традиционно сильные позиции у нас в Азии (прежде всего Индия и Китай), Латинской Америке (Перу, Мексика), Африке (Египет, Алжир). Из стран бывшего СССР, самых большой рынок — Казахстан. Сейчас мы активно ведем работу с сервисными центрами, которые уже функционируют в Европе, там мы сосредоточены на обслуживании техники гражданского назначения. Также обсуждаем вопросы по созданию новых центров по ППО в странах Латинской Америки и Юго-Восточной Азии.

Разумеется, рассчитываем увеличивать свое присутствие и в других регионах. Например, этим летом в рамках Петербургского международного экономического форума нашим головным холдингом, госкорпорацией «Ростех», было подписано крупнейшее за последнее время в индустриальном секторе России соглашение об основных условиях инвестирования в холдинг «Вертолеты России» потенциальных инвесторов, которые получат до 25% акций АО «Вертолеты России», — Российского фонда прямых инвестиций и пула инвестиционных фондов с Ближнего Востока. Для нас это дополнительные возможности в части выхода на новые рынки послепродажного обслуживания и ремонта вертолетной техники. Мы рассчитывает развернуть сеть сервисных центров для оказания полного спектра услуг для всех продаваемых типов вертолетов и на территории стран ближневосточного региона.

— А в России какие у холдинга ближайшие планы?

— Здесь мы являемся, если можно так сказать, «естественным монополистом» в производстве и продаже новой вертолетной техники как в военном, так и в гражданском сегментах. И активно наращиваем долю на рынке за счет повышения качества ППО. Например, в 2017 году «Вертолетами России» будет введен в эксплуатацию крупнейший в Центральном регионе РФ логистический центр авиационно-технического имущества, что значительно сократит время доставки АТИ эксплуатантам и расширит имеющуюся в наличии номенклатуру изделий, увеличит общий объем запасов продукции, доступный на складе. То есть поднимет качество наших услуг в сегменте ППО.