«Сел и полетел»
21.04.2014 / Официальный сайт ГК "Ростех"
Главный конструктор Казанского вертолетного завода Алексей Гарипов рассказал о разработке легкого многоцелевого вертолета «Ансат» и программе подготовки молодых специалистов.
О программе «Ансат»
Машины этого класса очень нужны. Если мы посмотрим на иностранных партнеров, то увидим, что они предлагают много различных моделей легких многоцелевых вертолетов. Подобная российская техника, за исключением Ми-2, которые сегодня выходят из эксплуатации, практически отсутствует. Вертолеты этого класса очень востребованы на рынке, у них есть будущее.
Два основных направления программы «Ансат» – это гражданское и учебно-тренировочное. «Ансат» был модифицирован в соответствии с требованиями Минобороны России и сейчас в учебно-тренировочном варианте используется для подготовки курсантов. Гражданское направление мы тоже активно развиваем. У «Ансата» есть различные целевые модификации: пассажирский, поисково-спасательный, медицинский, учебный. Это достаточно неприхотливая машина, предполагающая безангарное хранение. «Ансат» можно сравнить с Ми-8 в простоте эксплуатации, то есть «сел и полетел».
О выборе ниши
Казанский вертолетный завод не просто так пришел к решению о необходимости диверсифицировать продукцию. Ми-8 - это легенда, «автомат Калашникова» в авиации и вертолетостроении, но нужно и дальше развиваться. Руководство и конструкторы предприятия решили, что ниша легких многоцелевых вертолетов наиболее оптимальна. Все вертолетные компании представлены в этом классе и ведут плотную конкурентную борьбу. Это одна из самых популярных ниш на рынке.
Об отечественном аналоге
Среди отечественных вертолетов в этом же классе представлен Ка-226Т, работа над которым также ведется холдингом «Вертолеты России». Он является, скорее, не аналогом, а дополнением «Ансата» в нише легких вертолетов. У соосной схемы есть свои достоинства. Что выбрать – каждый оператор решает исходя из собственных потребностей. Вертолет с соосной схемой несущих винтов, например, идеален для использования в горах.
Оба вертолета – «Ансат» и Ка-226Т – могут заполнить все имеющиеся на рынке ниши в этом сегменте.
О подготовке молодых специалистов
Я представитель первого выпуска программы целевой подготовки молодых специалистов. В конце 90-х годов завод обратился в Казанский национальный исследовательский технический университет имени Туполева (КНИТУ-КАИ) с просьбой помочь в подготовке кадров, которых очень не хватало. Подключились соответствующие профильные кафедры, были сформулированы программы и организован конкурс. Я увидел объявление о наборе людей на Казанский вертолетный завод. В то время я занимался различными расчетами на кафедре, в том числе, и для вертолетного завода. Тогда начиналась программа «Ансат» и КНИТУ-КАИ в ней участвовал. Когда такая программа появилась, выбор для меня оказался очевидным. Лучшие представители нашего курса отправились работать на КВЗ.
Программа по подготовке молодых специалистов действует и сейчас. Сегодня у молодежи есть уникальная возможность писать дипломные работы по актуальным темам и защищать их, работая на предприятии. В состав Государственной экзаменационной комиссии входят не только преподаватели, но и представители различных подразделений КВЗ. Таким образом, мы отбираем себе перспективные кадры.
Основная проблема сейчас – это определенный разрыв между старшим и молодым поколением. Молодежь есть, она готова учиться. Много опытных рабочих, а вот представителей среднего возраста не хватает. Хотя в целом у нас на вертолетном заводе хороших специалистов достаточно.