Национальный центр вертолетостроения имени М.Л.Миля и Н.И.Камова

Национальный центр вертолетостроения имени М.Л. Миля и Н.И. Камова (АО «НЦВ Миль и Камов») создан в 2019 году на базе АО «Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля» и АО «Камов». Предприятие объединило в себе две уникальные инженерные школы отечественного вертолётостроения – школу Миля и школу Камова.

Сотрудник ЦАГИ, доктор технических наук Михаил Леонтьевич Миль возглавил вертолетостроительное ОКБ в 1947 году. ОКБ специализировалось на разработке вертолётов классической одновинтовой схемы с одним несущим и одним рулевым винтами. За 70 лет в ОКБ Московского вертолетного завода были созданы 13 основных типов вертолетов и их многочисленные модификации, в это число входят вертолеты всех классов – от легкого до сверхтяжелого. Вертолеты «Ми» выпускались массовыми сериями, широко использовались в народном хозяйстве и Вооруженных Силах, поставлялись на экспорт. Славу отечественного вертолётостроения составили первый советский серийный  вертолет Ми-1, массовый транспортный Ми-4, воздушный богатырь Ми-6, вертолет-кран Ми-10, опытный сверхтяжёлый В-12 – самый большой вертолет всех времен, наилучшее воплощение двухвинтовой поперечной схемы. По сей день в строю легкий Ми-2, а знаменитый Ми-8 был и остаётся лучшим вертолетом мира. Новое поколение вертолетов «Ми» представляют самый тяжелый вертолет современности Ми-26 и многоцелевой вертолет Ми-171А3. Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля стал ведущим разработчиком отечественных вертолетов, винтокрылые машины марки «Ми» составляют основу вертолетной авиации России, а также многих стран СНГ, Азии, Африки, Ближнего Востока и Латинской Америки, эксплуатируются более чем в 100 странах мира.

История АО «Камов» начинается с основания в 1948 году конструкторского бюро, которое специализировалось на разработке морских вертолетов. Бюро возглавил Николай Ильич Камов – талантливый конструктор и инженер, один из основателей советской школы вертолетостроения. Визитной карточкой вертолетов Камова стала двухвинтовая соосная схема, обеспечивающая высокую энерговооруженность, маневренность и управляемость, а также немаловажную для палубного базирования компактность вертолетов. В ОКБ Н.И. Камова сложилась уникальная исследовательская школа, сформирован научно-технический потенциал по созданию вертолетов различных аэродинамических схем. АО «Камов» стало единственным в мире разработчиком серийных вертолетов двухвинтовой соосной схемы: в гражданской авиации и на флоте использовались Ка-10, Ка-15 и Ка-18, в гражданской авиации и МВД широко применялся легкий Ка-26. Для перевозки грузов и техники был создан опытный винтокрыл Ка-22 двухвинтовой поперечной схемы с дополнительными тянущими винтами.

Сегодня АО «НЦВ Миль и Камов» включает два опытно-конструкторских бюро – ОКБ Миля и ОКБ Камова, опытное производство, а также экспериментально-исследовательский (стендовый) комплекс и летно-испытательный центр. Предприятие проводит научные исследования, проектирует, строит и испытывает опытные образцы вертолетов, внедряет их в серийное производство, модернизирует, сопровождает в производстве и эксплуатации  вертолеты «Ми» и «Ка».

Линейка вертолетов Камова – это средний многоцелевой Ка-32А11BC, легкий многоцелевой Ка-226Т, а также новейший средний многоцелевой Ка-62, созданный по одновинтовой схеме с рулевым винтом в кольцевом туннеле («фенестрон»).

Линейка «Ми» сегодня представлена прежде всего многочисленными модификациями вертолётов семейства Ми-8/Ми-17. Это многоцелевые, пассажирские, салонные и санитарные вертолеты. Самым современным представителем семейства является Ми-171А2 – вертолет с модернизированной несущей системой и современным пилотажно-навигационным комплексом. На базе Ми-171А2 разрабатываются гражданские модификации различного назначения. В классе тяжелых вертолетов лидером остается Ми-26 и его современные модификации, общим отличительным признаком которых является современный высокоавтоматизированный пилотажно-навигационный комплекс. Ведется разработка различных модификаций средне-тяжелого многоцелевого Ми-38.