О холдинге
История вертолетостроения
Стремление к полетам сопровождало человечество на протяжении едва ли не всей его истории. Эта мечта породила множество мифов, легенд и сказаний. Неудивительно, что попытки создать летательный аппарат были предприняты еще несколько веков назад.
Первые упоминания о вертикально взлетающем аппарате появились в Китае еще в 400 году н.э. Над проектами такого летательного аппарата работал, к примеру, Леонардо да Винчи в 1475 году. В 1920 году Хуан де ла Сиерва представил проект автожира.
В русском языке термин «вертолет» впервые был использован Н. И. Камовым. Именно он считается первооткрывателем данного слова. Первый официальный документ, где оно было зафиксировано - протокол заседания Технической Комиссии Центрального Совета ОСОАВИАХИМа под председательством Б. Н. Юрьева от 8 февраля 1929 года.
Стремительное развитие вертолетной отрасли показывает широкую потребность человека в тех возможностях, которые дает вертолет.
От набросков к испытаниям
![](/uploads/История/edd7edf80a26197583ffc8d551d60db4c866cd48 (1).jpeg)
25 мая родился Игорь Иванович Сикорский (1889-1972), российский и американский авиаконструктор, изобретатель. В 1908—1911 годах построил свои первые два простейших вертолета соосной схемы. Спроектировал первый в мире четырехмоторный самолет. Создатель серийного вертолета одновинтовой схемы.
![](/img/history/kamov.jpg)
Родился Николай Ильич Камов, советский авиаконструктор, создатель вертолётов "Ка". Успешно реализовал соосную схему на вертолетах.
![](/uploads/История/breguet_gyro2_1.jpg)
Состоялся первый вертикальный подъем вертолета, спроектированного братьями Луи и Жаком Бреге. Полет подолжался одну минуту и проходил на привязи, без пилота. Вертолет массой 578 кг поднялся в воздух на 50 см.
Французский механик Поль Корню успешно произвел вертикальный подъем на вертолете. Вертолет продержался на высоте 50 см 20 секунд.
![](/uploads/История/миль.jpg)
9 (22) ноября 1909 года родился Михаил Леонтьевич Миль, советский авиаконструктор, создатель вертолетов "Ми", один из основателей отечественного вертолетостроения.
![](/uploads/История/kaskr1-1.jpg)
Выдающийся авиаконструктор Николай Ильич Камов построил первый автожир КАСКР-1. За ним последовал автожир А-7, который был построен в секции особых конструкций ЦАГИ.
Рождение российского вертолетостроения
![](/uploads/История/автожир-А-7_1-1024x592.jpg)
Под руководством Н.И. Камова организован первый завод винтокрылых аппаратов.
![](/uploads/История/А7.jpg)
Осенью 1941 года группа автожиров из 6 А-7 отправляется для боевых испытаний на фронте. Автожиры совершили 20 вылетов для разведки, корректировки артиллерийского огня и заброски грузов партизанам. Потерь в личном составе и в машинах не было.
![](/img/history/M-76.jpg)
Николай Ильич Камов приступил к постройке сверхмалого одноместного вертолета соосной схемы «Иркутянин». Поскольку необходимый авиационный двигатель отсутствовал, был выбран мотоциклетный мотор М-76.
![](/uploads/История/Ка-8 иркутянин.jpg)
Построен первый сверхлегкий вертолет Ка-8 "Иркутянин"
В ЦАГИ образована "геликоптерная" лаборатория под руководством выдающегося авиаконструктора М.Л. Миля.
Создано опытно-конструкторского бюро под руководством М.Л. Миля.
![](/uploads/История/RIAN_700829.HR-pic905-895x505-42499.jpg)
Совершил первый полет легкий многоцелевой вертолет Ми-1.
На воздушном параде в Тушино Ка-8 произвел эффектный взлет с борта грузовика и посадку на него.
Официально учреждено конструкторское бюро Н.И. Камова – ОКБ-2, которое в дальнейшем было переименовано в Ухтомский вертолетный завод.
![](/uploads/История/bc2081874d6a999fc169c12a502d4950.jpg)
Построен первый сверхмалый вертолет Ка-10, который также назывался "Летающий мотоцикл". Это сверхмалый вертолет соосной схемы.
![](/uploads/История/Mi-1.jpg)
Начало использования первого советского серийного вертолета Ми-1.
Началась разработка десантно-транспортного вертолета Ми-4. В связи с этим, ОКБ Миля получило в свое полное распоряжение единственный специализированный вертолетный завод №3 в Москве.
![](/uploads/История/Mi-4 K4.jpg)
Состоялся первый полет транспортного и многоцелевого вертолета Ми-4, первого десантно-транспортного отечественного вертолета.
Быстрее. Выше. Надежнее
Впервые поднялся в воздух вертолет корабельного базирования Ка-25, ставший первым российским боевым вертолетом.
Первые полеты легкого многоцелевого вертолета Ми-2, самого массового в истории двухдвигательного вертолета Ми-8 и самого большого в мире вертолета-амфибии Ми-14.
![](/uploads/История/2338086_800.jpg)
Вертолет Ми-6 поднялся в воздух с грузом в 20,1 т. "Шестерка" оказалась тогда не только самым грузоподъемным, но и самым скоростным вертолетом мира. Максимальная скорость – 300 км/ч.
Для вертолета Ка-15 впервые были созданы стеклопластиковые лопасти.
Ми-6 официально принят на вооружение и эффективно использовался в боевых действиях советских и иностранных ВВС.
![](/uploads/История/006.jpg)
Поднялся в воздух "летающий кран" Ми-10К, который стал высокотехнологичным средством для ведения монтажно-строительных и погрузочно-разгрузочных работ.
![](/uploads/История/63da82a3672e6741bfc8042e5de086a2.jpg)
Состоялся первый вылет самого тяжелого транспортного вертолета в мире В-12.
![](/uploads/История/Mi-24 prototipe.jpg)
Состоялся первый полет вертолета Ми-24, который стоит на вооружении полусотни государств мира.
![](/uploads/История/9-1.jpg)
Завод номер 329 переименован в Московский вертолетный завод им. М.Л.Миля.
![](/uploads/История/Ми-2-046.jpg)
Четырехдвигательный транспортно-десантный вертолет двухвинтовой поперечной схемы В-12 с успехом демонстрировался на 29 Международном салоне авиации и космонавтики в Ле-Бурже под Парижем, где был признан звездой салона.
Поднялся в воздух опытный образец корабельного многоцелевого вертолета Ка-27. Первоначально он получил обозначение Ка-252.
Ухтомскому вертолетному заводу (УВЗ) присвоено имя его главного конструктора – Н.И. Камова.
Состоялся первый полет прототипа корабельного транспортно-боевого вертолета Ка-29, созданного на базе противолодочного Ка-27.
4 октября 1977 г. на Ростовском вертолетном производственном объединении (ныне ПАО «Роствертол») запущен в серийное производство тяжелый транспортный вертолет Ми-26.
![](/uploads/История/7c0013bcbd67bce4a654b5b11c205af4.jpg)
Состоялся первый полет гражданского многоцелевого вертолета Ка-32.
К новым горизонтам
![](/uploads/История/Ми-28Н.jpg)
Состоялся первый полет круглосуточного боевого вертолета Ми-28Н «Ночной охотник».
![](/uploads/История/990390d5c44916fd89df571a7ec06d82.jpg)
Состоялся первый полет легкого многоцелевого вертолета Ка-226. Ка-226 представляет собой модернизацию зарекомендовавшего себя вертолета Ка-26.
![](/uploads/История/Kamov-Ka-60.jpg)
Состоялся первый полет армейского скоростного многоцелевого вертолета Ка-60.
![](/uploads/История/e1808310cc47a85a8df49a6aeff3a45a.jpg)
Состоялся первый полет нового многоцелевого вертолета повышенной грузоподъемности Ми-38. Многоцелевой вертолет Ми-38 может применяться для перевозки грузов и пассажиров, в том числе VIP, использоваться в качестве поисково-спасательного вертолета и летающего госпиталя, для полетов над водной поверхностью.
![](/uploads/История/img-494.jpg)
Образован холдинг "Вертолеты России", который объединил в себе конструкторские бюро, вертолетные заводы, предприятия по производству, обслуживанию и ремонту комплектующих изделий, а также сервисную компанию, обеспечивающую послепродажное сопровождение техники в России и за рубежом.
![](/uploads/История/53aa41a4ee3522561d949e20999f0027.jpg)
Началось серийное производство боевого разведывательно-ударного вертолета Ка-52 "Аллигатор".
![](/uploads/История/7c0013bcbd67bce4a654b5b11c205af4.jpg)
Средний многоцелевой вертолет Ка-32А11ВС был сертифицирован Европейским агентством по авиационной безопасности (EASA) для коммерческого использования.
![](/uploads/История/АрхивКВЗ (30).jpg)
Завершена консолидация вертолетостроительных активов РФ в холдинг «Вертолеты России». Поставлено 214 вертолётов, портфель заказов составил 430 машин.
![](/uploads/История/IV2_9192.jpg)
Поставлено 262 вертолета, портфель заказов удвоился, до 859 вертолётов, рентабельность на уровне 17 %.
На российских вертолетостроительных предприятиях, входящих в холдинг, было построено 290 вертолетов.
![](/uploads/История/66c03a94d4aba552707b2215c4ba2ba0.jpg)
17 декабря 2013 года состоялся первый полет нового вертолета Ми-38 с российскими двигателями ТВ7-117В.
![](/uploads/История/9.jpg)
28 апреля - первый полет гражданского многоцелевого вертолета Ка-62.
29 июля первый полет совершил модернизированный "Ночной охотник" Ми-28НМ.
Первый полет совершил десантно-транспортный вертолет Ми-38Т.
![](/uploads/История/Ми-38.jpg)
Многоцелевой гражданский Ми-38 впервые представлен за рубежом на Dubai Airshow.